Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Крым республика: Рыба уходит в турецкие сети

Фильтры

Регион

Новости

Крым республика: Рыба уходит в турецкие сети

История промысла хамсы в Керчи подошла к закату. И дело не в том, что в море кончилась рыба. Ее много. Есть и покупатели. 

Проблема одна – старый рыболовецкий флот для задач, которые ставит современная экономика,  уже не годится. На новый у местных компаний денег нет – речь идет о миллионах долларов. Но в природе пустоты не бывает – когда хамсу почти перестали ловить крымские рыбаки, ее в больших объемах начали добывать турки.

Путина хамсы давала основную прибыль керченским рыболовецким предприятиям. Она позволяла им содержать поредевший флот и небольшой по сравнению с советскими временами штат работников. Сфера не развивалась, но и не умирала.

Основным потребителем хамсы была Украина. Налаженная за 20 лет цепочка  обеспечивала сбыт по территории сопредельного государства. Но в России за это время требования к товару стали совсем другими. И хамса в пластмассовых бочках там оказалась не нужна.

«Схема реализации на Украине работала через рынки. Хамса –  рыночный товар. В России рынков нет.  Система торговли – сети, которые предъявляют жесткие требования к таре, фасовке, сортировке рыбы. Раньше допуск примеси в хамсе составлял до 20%. Такой товар на материке никому не нужен», - рассказал Владимир ИВАНОВ,  главный инженер рыболовецкой компании «Лазурный берег».

По его словам, в былые годы предприятие, которое раньше именовалось «Рыбколхозом 1 мая» за сезон вылавливало до 3-х тысяч тонн хамсы. Почти вся шла на Украину. В прошлом году «Лазурный берег» реализовал всего 50 тонн.

«Другие продали немного больше, а кто то-совсем за хамсой в море не выходил, потому, что сбывать некуда», – отметил ИВАНОВ.

Впрочем,  хамса в российских торговых сетях востребована. Но отсортированная,  упакованная и готовая к продаже.  Такую рыбу поставляют на материк севастопольские рыболовы. Их выручило наличие судов типа СРТМ (средний рыболовный траулер морозильный). Прямо на судне рыба сортируется (для продажи отбирают крупные тушки) упаковывается и замораживается.

У керченских компаний таких судов нет. А фасовать пойманную рыбу на берегу не имеет смысла. Хамса – рыба водянистая и при транспортировке теряет товарный вид.

«Наш маленький флот, состоящий из судов типа СЧС (средний черноморский сейнер – ред.) модернизировать нельзя. И дело не в том, что им уже по 30 – 40 лет. Просто сортировать и замораживать хамсу надо в море, а СЧСы для этого не предназначены», – считает главный инженер «Лазурного берега».

Стоимость нового СРТМ – от 3 до 5 миллионов долларов. Можно купить и старый за один миллион, но потом еще один придется вложить в его ремонт.

«У керченских компаний таких денег нет», – уверен Владимир ИВАНОВ.

Пока керченским рыболовам прибыль обеспечивают бычок и тюлька. Бычок покупают консервные заводы. Тюлька, которая плотнее хамсы, идет на переработку местным заводам  и на материк.

Но объемы прибыли от бычка меньше  тех, что давала хамса.  Да и здесь таятся подводные камни. В прошлом году у крымских консервных заводов  была потребность в 6 тысячах тонн бычка. В этом, вероятно, возьмут меньше.

«В августе прошлого года за килограмм тушки бычка давали 90 рублей, в этом – только 60. Рыбная ловля – это лотерея», – отметил  керченский промысловик.

По его мнению, цену сбивают бригады прибрежного лова, которые работают на лодках. Они во множестве появились в последнее время. Бычка ловят «хапунами» – небольшими ловушками, которые, тем не менее,  позволяют одной лодкой выловить до полтонны бычка.

А что же хамса? В этом году Российско-Украинская комиссия по вопросам рыболовства в Азовском море определила объем ее вылова в 65 тысяч тонн. Неужели окажется никому не нужна?

Вряд ли. Как показал прошлый год, азовская хамса, пройдя через Керченский пролив, в основном стала добычей турецких судов у берегов Абхазии. У наших соседей проблем с современным флотом нет.

«Они выставили 25 судов. Среди них половина занималась выловом, а другая – это плавучие базы, на которых рыбу перерабатывали. Им и везти свой улов далеко не пришлось. На берегу Абхазии турки построили 5 крупных заводов по производству рыбной муки», – рассказал ИВАНОВ.

В прошлом году турецкие суда, по его словам, выловили до 60 тысяч тонн хамсы. Возможно и больше. В этом сезоне, иностранные рыболовецкие компании без прибыли снова не останутся.

Говорить о дальнейших перспективах керченских рыболовецких предприятий непросто.  В то, что отрасль исчезнет как таковая, Владимир Иванов не верит.

«Промысел хамсы в Крыму умирает. Но сама отрасль вряд ли исчезнет, она будет приспосабливаться к новым условиям», – говорит он.

В советские годы у 5 крупных рыбколхозов в Керчи было в целом до 50 судов. Сегодня в городе осталось не больше 15 СЧСов.  В последние  годы снова сократилось количество работников – это логично, когда уменьшаются доходы. Несколько компаний не справились с трудностями и сошли с дистанции.

Но на их место приходят новые. За ними стоит, в основном, капитал с материка.  Недавно в Керчи возникло предприятие, которое приобрело сразу 7 судов типа СЧС. Часть из них уже прошли ремонт и готовы выйти в море.  В планах – все то же производство рыбной муки. Для этого, вероятно, в городе построят мукомольный завод.

Вхождение крупного капитала в керченский рыбный промысел – пожалуй, единственный верный  путь для сохранения отрасли. Если новые условия требуют огромных вложений в развитие флота, без крупных российских компаний не обойтись. И государство здесь ничем не поможет .

Но в Керчи этот процесс, видимо, растянется на годы. А пока самые большие уловы азовской хамсы будут у турков.

Источник: ankerch-crimea.ru

Также в разделе

Комментарии (0)