Пятница, 19 октября, 2018 года: USD = , EUR = ,

Рыба и рыбаки Крыма

23 августа 2018, 09:38

Рыболовы Крыма интегрировались в общероссийский рынок в 2014 году.

рыба, рыбаки, крам, судоводство, росрыболовство

Валерий СИВОЧУБ, президент Ассоциации рыбопромышленников Крыма и Севастополя, ответил «Аргументам недели» на вопросы о развитии отрасли региона в эпоху перемен. Основной интерес рыбаков их профсоюза лежит в Чёрном море. Ловят хамсу и кильку средними рыболовными морозильными траулерами (СРМТ). Рыбу морозят в море на судне. После отправляют на консервные и посольные заводы. Рыбалку типа «закинул старик невод» оставляют тем, кто не располагает таким флотом.

Килька – королева Чёрного моря

– Валерий Евгеньевич, насколько болезненно произошёл переход из одной юрисдикции в другую?

– Первый год всего боялись. Ничего не понимали. Сходили на референдум, а потом задумались – что дальше? Простояли с середины марта по середину июля. Но до середины октября 2014 года Украина брала нашу продукцию. Потом вышел запрет по соображениям ветеринарной[end_short_text] безопасности. Процедурно они правы. В Крыму нет украинских лабораторий. А российские лаборатории с крымским адресом они не могли признать по политическим мотивам. То есть продукция неизвестного качества. Мы пытались в Херсоне сделать ветпроверку, но не вышло по той же причине. Когда начали перевод отрасли в российскую юрисдикцию, оказалось, что требования к качеству продукта и к работе более жёсткие, чем на Украине. Поэтому нам дали время всё выправить. Российские инспекторы сразу выдали разрешительные документы на переходный период – до конца 2014 года. Дорабатывали по украинским законам с российскими предписаниями. Любая проверка не доставляет радости, но ничего критичного. Проверками «не кошмарят»: за 3 месяца 2 визита надзорников.

– Килька же не дефицит на российском рынке?

– С килькой на российский рынок было непросто вписаться. На Украине рыбный выбор небольшой – килька, тюлька, хамса и бычок. В России же и дальневосточная, и северная рыба. А наша к тому же мелкая. Первая реакция российских пограничников, которые принимали судно: «Покажите рыбу-то». Смотрят, а рыбёшка с пол-ладони. Решили, что какой-то подвох. Человек, может, приехал с Дальнего Востока, а там самая мелкая мойва в два раза больше черноморской кильки. Сегодня объёмы вылова уменьшились незначительно. Процентов на 15. В данный момент сложился баланс между добычей и сбытом. Нас это устраивает.

– Выловили рыбу, заморозили. А что с переработкой?

– 10 рыбоперерабатывающих заводов: 2 – в Севастополе, 3 – в Керчи, 3 – в Симферополе, по одному в Бахчисарайском районе и в Джанкое. В последний отправляли за 150 км, и нам казалось это очень далеко. А сейчас в России приходится и за полторы тысячи вёрст перевозить в рефрижераторах. В Крыму столько переработать невозможно. Компании в год производят мороженой рыбы на бортах 30 тысяч тонн. А заводы могут «переварить» 5–7 тысяч тонн. В лучшие годы было 12 тысяч тонн.

– Они работают в полную силу?

– Если учитывать возможную производственную мощность, то нет. Раньше завод в Севастополе работал в 2 смены. Правда и флот в Крыму был больше раза в 3. Делали сырец, но спрос исчез, и сейнеры вымерли. В Керчи осталось примерно 9 сейнеров, а было больше 20. Нужно не только поймать, но и сдать на переработку. Были рыбколхозы со своими причалами. Посолочные ванны выглядели как плавательные бассейны. Они солили рыбу и отправляли в бочках и в ящиках на реализацию. Это производство умерло из-за короткого срока хранения продукта. Если хорошенько посолить, срок хранения увеличится, но тогда утрачиваются вкусовые качества. Рынку пришлось измениться. Например, завтра требуется полтонны. Разморозил, посолил – и продавай. А сырую рыбу надо реализовать за 3–4 дня, потом она портится. Её не успели продать, а уже другая партия подпирает.

– А рыбы в море хватает для промышленного вылова?

– Пока хватает. Но мы должны знать наверняка, что будем ловить и в следующем году, и в 2020-м, и после. А такую уверенность в нас может вселить только наука. Азовский НИИ рыбного хозяйства в Ростове-на-Дону, ЮгНИРО в Керчи проводят ресурсные исследования, но только, что называется, здесь и сейчас. На длительные исследования и, соответственно, прогнозы денег им не дают.

О новых траулерах – неподъёмная мечта

– После известного случая с «Нордом» предприняты меры безопасности по отношению к рыбакам?

– С «Нордом» – единичный случай. После этого украинские рыбаки сами вляпались в аналогичную ситуацию, умудрившись нарушить и российское, и украинское законодательства. А именно запрет на вылов камбалы в мае, когда рыба нерестится. Мы просили пограничников: дайте квадраты, которые вы гарантируете. Не дали. Но прислали инструкцию: «Будьте осторожны, при малейших попытках приближения украинского или непонятного вам судна вызывайте нас по таким-то телефонам и на таких-то частотах». А там, где зона отчуждения со спорными газовыми вышками и где постоянно находятся и пограничники, и корабли ЧФ, мы не работаем.

– Есть ли у вас экономические преференции?

– У нас в Севастополе и в Крыму – свободная экономическая зона. Это помогает платить зарплату с меньшими потерями. Мы пытались добиться компенсации на расходы по паромной переправе. Примерно 60 миллионов рублей в год. Но местные власти и Росрыболовство отказали. Для них – это копейки, а нам психологически важно было почувствовать поддержку. Нет, не получили.

– Насколько современный у вас флот?

– Флот – это проблема. Сегодня мы работаем на судах советской постройки, которым 30 лет и больше. У нас настолько недорогая рыба, что экономика промысла не даёт возможности обновить суда. Я сделал запрос коммерческого предложения в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК), на «Звёздочку», понимая, что цифры будут шальные и это даст возможность отбиваться от Росрыболовства. Рыночная стоимость каждого из наших старых траулеров примерно миллион евро. Новое аналогичное судно «Звёздочка» может нам построить и продать за 17 миллионов евро. На совещании во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников присутствовал заместитель министра промышленности и торговли Олег Николаевич Рязанцев. Я говорю, что это нереальная стоимость. Он загрустил и предложил компенсацию по кредитной ставке. Мы не то что кредит, даже процент по нему никогда не отработаем. Обратились к судостроителям: «Что за цены такие?» В Южной Корее аналогичное судно будет стоить в 3 раза дешевле, в Норвегии, где дорогая рабочая сила, – в 2 раза. А по инвестиционному законодательству РФ условие №1 – только отечественные верфи. Кто посмелее, заявляют громко: «Я лучше возьму в Корее!»

– Какой видится выход?

– Реновация судов. При определённой технической поддержке судно прослужит ещё столько же. Капремонт двигателя и другие процедуры обойдутся меньше миллиона. Это же ещё советское производство. Вся проектная и конструкторская документация есть на предприятиях. Таких судов в России сотни. Севастопольский морской завод имени Орджоникидзе, ставший филиалом «Звёздочки», вполне может справиться.

Барыжная тема – солярка

– Как обстоят дела с кадрами?

– Точно не проблема с матросами. Их готовят учебные комбинаты и в Керчи, и в Севастополе. Судоводителей в достатке. Проблема с рефмеханиками, которые обслуживают холодильные установки. Тралмастера и электромеханики – катастрофа. Их раньше готовил колледж в Одессе. С выпускниками российских учебных заведений пока связи не налажены. Украинцы оформляют патент и приезжают к нам работать.

– В Крыму топливо дороже, чем на континенте. Как это сказывается на вашей работе?

– Топливо вообще очень дорогое, а в Крыму плюс ещё 10%. И это несправедливо. О проблеме все знают и говорят, но решений пока нет. Для нас, промысловиков, топливо – это 80% расходов. Барыжная тема – топливо. Много посредников на ней сидит.

По российскому законодательству бункеровать пароходы можно только со специального судна-танкера, а с автоцистерны у причала нельзя. Якобы из соображений экологической безопасности. Понятно одно, что пролоббированы интересы крупных компаний, потому что мелкие не могут позволить себе соответствующую технику. Очевидно же – опасности не больше, чем в море. Малыши и были основными конкурентами большим игрокам в нашем деле. Ещё танкеры не появились, а нас стали пугать громадными штрафами. Танкер-заправщик появился только через полгода.

А рядом, нам на зависть, военные корабли по жёсткому нефтепроводу заправляются. У них объёмы бункеровки в разы больше. Все корабли, что ходят на службу в Средиземное море, заправляются в Севастополе. Мы же просим не субсидировать топливо, а навести элементарный порядок. Россия сама производит топливо, и так всё дорого и заморочено.

Также в разделе:

Севастополь ждет инвесторов в сферу производства марикультуры...

В Крыму обсудили вопросы регулирования аквакультуры для дальнейшего наращивания производства...

В Крыму выращено рекордное количество устриц – почти 100 тонн...

Рыбоводные хозяйства Крыма и Севастополя получат водные участки без торгов...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

Потребление рыбной продукции в России сохранилось на уровне 21,5 кг на человека в год
2 октября 2018, 11:58
Росстат представил результаты обследования бюджетов домашних хозяйств в 2017 году: уровень потребления рыбы и рыбных продуктов в среднем на жителя России составил 21,5 кг в год, что соответствует показателю 2016 года. В Центральном федеральном округе объем потребления составляет 23,5 кг....
Вылов водных биоресурсов вырос на 5,6% с начала года – до 3,5 млн тонн
30 августа 2018, 09:41
В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне объем вылова составил 2,5 тыс. тонн, что на 204 тыс. тонн больше показателя за аналогичный период прошлого года. Общий объем добычи вылова водных биоресурсов всеми российскими пользователями по состоянию на 29 августа 2018 года составил 3,53 млн...
Росрыболовство: «Рыба и икра подешевеют». Эксперты сомневаются
24 августа 2018, 09:24
Из-за административных проблем в российских портах, нехватки морозильных мощностей рыбакам выгоднее продать улов за границу В связи с рекордными подходами лосося к дальневосточным берегам Федеральное агентство по рыболовству спрогнозировало рекордное снижение цен на красную рыбу и икру к...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Цены на рыбу оптом вы найдете в нашем мониторинге.

 

Предложения по продаже рыбы оптом вы найдете на доске объявлений.

 

Предложения о покупке рыбы оптом вы найдете на доске объявлений.

Недавние ответы:
Горячее предложение